- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теория монополии.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001544 |
Тема: | Теория монополии. |
Содержание
Оглавление Введение 4 1. Теория монополии 5 1.1. Понятие монополии 5 1.2. Виды монополий 7 1.3. Влияние монополии на экономику в целом 11 2. Российский монополизм 13 2.1. Особенности монополии в РФ 13 2.2 Практические примеры монополий в РФ и их влияние на российскую экономику 16 2.3. Последствия и вероятные убытки от внедрения монополии 17 3. Регулирование монополии в России 19 3.1. Определение степени монополизации рынка 19 3.2. Антимонопольная политика и ее достижения на сегодняшний день 20 3.3 Роль общественного сектора экономики в регулировании монополий 25 Заключение 27 Список литературы 29 Введение Монополии обладают огромным влиянием на благосостояние экономики страны, они могут как положительно, так и пагубно влиять на нее. Поэтому их исследование, а именно изучение этих факторов имеет огромное значение особенно в Российской Федерации, где законодательная база, регулирующая влияние монополий далеко не идеальна. Большинство экономистов и политиков уверены, что монополии вредны для всей структуры хозяйства, т.к. монопольные цены, будучи выше рыночных, дестабилизируют экономику, подрывают капиталистический принцип о том, что конкуренция является гарантией того, что бизнесмены не будут сильно завышать цену на товар. В вязи с этим изучение монополий и их влияние на экономику страны является актуальным. Целью курсовой работы является изучение влияние и потери от монополизма. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: * Дать понятие монополии; * Изучить виды монополий; * Оценить влияние монополии на экономику в целом; * Выявить особенности монополии в РФ; * Исследовать практические примеры монополий в РФ и их влияние на российскую экономику; * Изучить последствия и вероятные убытки от внедрения монополии; * Определить степень монополизации рынка; * Изучить антимонопольную политику; * Выявить роль общественного сектора экономики в регулировании монополий. Объектом исследования являются компании монополисты. Предметом исследования являются потери от монополизма. 1. Теория монополии 1.1. Понятие монополии Монополия определяется как «экономическая сила, позволяющая фирме осуществлять контроль факторов среды,наиболее существенных для ее текущего иперспективного развития, с целью реализациисобственных экономических интересов, выражающихся в стремлении к доходности, росту,снижению хозяйственных рисков». К.Ю. Тотьев, также отмечая отсутствиезаконодательного определения монополии иссылаясь на англоязычные источники, полагает: «В соответствии с юридическим подходом «монополию» принято определять, как исключительное право на определенные действия или на что-либо». Такое понимание монополии, впрочем, не согласуетсяс отечественной практикой использования этого термина, поскольку в российском законодательстве монополия чаще рассматривается не столько как право, сколько как противоправная деятельность.1 Общей смысловой основой всех вариантов понимания монополии является представление о господстве или контроле определенного субъекта в какой-либо сфере деятельности. В экономических исследованиях – например, в «неоклассической»теории монополий, – признается в качествемонополии фирма, владеющая 100%-й долей рынка. Однако в Федеральном законе «О защите конкуренции» заложена совершенно инаяидея; как вытекает из п. 10 ст. 4 данного закона, монополистическая деятельность – это использование субъектом своего доминирующегоположения на рынке. В свою очередь, доминирующим считается такое положение одногоили нескольких хозяйствующих субъектов, прикотором они могут оказывать решающее влияние на условия обращения товара на рынке,устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов или затруднять имдоступ на этот рынок (п. 1 ст. 5 Федеральногозакона «О защите конкуренции»). Таким образом, не предполагается, что монополист безраздельно контролирует рынок и лишен конкурентов – наличие на том же рынке другихсубъектов законом не только допускается, ноавтоматически подразумевается. Далее, из подп. 1 п. 1 ст. 5 того же закона становится ясно, что доминирующим (следовательно, монопольным) является положение того субъекта, чья доля на рынке превышает 50 %; подп. 2 п. 2 ст. 5 уточняет, что доминирующее положение может быть установлено по совокупности критериев и в случае, когда эта доля составляет менее 50 %. Наконец, в п. 2. ст. 5 закрепляется минимальный порог доминирующего положения: доля в 35 %. Однако последующиеположения того же закона, в частности, внесенные Федеральным законом от 17 июля2009 г. № 164-ФЗ, понижают и этот минимум: оказывается, доминирующее положение может занимать и тот субъект, чья доля на рынке менее 35 %, если она превышает доли других субъектов и если доступ других конкурентов на рынок затруднен, товар является незаменимым, изменение цены не влечет соответствующего изменения спроса и т. п. (ст. 6.1) Однако параллельно действует законодательство о естественных монополиях, в котором природа монополии представлена совершенно иначе. Так, в ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» говорится, что естественная монополия – это «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствиеконкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существеннымпонижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства) ...». Таким образом, в данном смысле подмонополией понимается не просто доминирование на рынке, а полное отсутствие конкуренции, функционирование естественных монополий рассматривается в качествезаконной практики, являющейся предметомгосударственного регулирования и контроля. Такая несогласованность приводит к парадоксальному положению, при котором деятельность естественных монополий не является«монополистической деятельностью» в смысле законодательства о защите конкуренции.2 В остальном содержание понятий различно: – в одном случае монополия представляет собой незаконное использование доминирующего положения на рынке, причем доминирование может выражаться в занятииполовинной или даже меньшей доли рынка (изэтого исходит законодательство о защите конкуренции); – во втором случае монополия – это законная деятельность субъекта, осуществляемая в условиях полного отсутствия конкурентов на рынке (такова позиция, лежащая в основе законодательства о естественных монополиях). Очевидно, столь существенное расхождение вызвано принципиально различнымиподходами, которые использованы при подготовке соответствующих законодательных актов, что порождает концептуальную непоследовательность правового регулирования монополистической деятельности в целом.3 Основными причинами, по которым образуются монополии, считаются следующие: * Стремление получить прибыль выше средней – монополистическуюприбыль. Достичь такой прибыли можно, только если лишить потребителя возможности выбора. * Законодательные барьеры. Вход в рынок может быть доступен только фирмам, имеющим специальный сертификат или лицензию. * Внешняя политика. Монополия может быть образована из-за желания государства защитить отечественного производителя. С этой целью государство ставит барьеры для зарубежных игроков, например, ограничение импорта. * Поглощения и слияния. * Запугивание. На руководство конкурирующей фирмы может оказываться давление с целью добиться ухода этого предприятия из отрасли. 1.2. Виды монополий Существует несколько классификаций монополий – наиболее распространенная предлагает делить их на следующие типы: 1. Открытая монополия – это временная ситуация, обусловленная тем, что конкуренты пока не освоили производство продукта. Чаще всего возникает при появлении новой технологии. Природа такой монополии, как правило, - в наличии у фирмы собственных технологий и ноу-хау, которые конкуренты попросту не могут производить. Никто, в принципе, не мешает другим компаниям выходить на рынок, но им попросту нечего предложить потребителю взамен решений монополиста. Эксперты выделяют также те или иные виды монополий соотносительно со структурой рынка и формами конкуренции. 2. Закрытая монополиясоздается с помощью законодательных барьеров. К закрытым монополиям относятся рынки, где уровень конкуренции в значительной степени ограничен действующими правовыми актами. Для входа на соответствующие сегменты предприятиям часто требуется получать дорогостоящие и сложные в оформлении лицензии, патенты, разрешения. Некоторые экономисты считают подобного рода монополии необходимыми для современных экономик, так как посредством их можно защищать ключевые для национальных хозяйственных систем сегменты. Такие как, почтовая служба или газовая промышленность. 3. Естественная монополия – ситуация, при которой предприятия отрасли объединены одной организацией. Естественная монополия существует, если в отсутствии конкуренции удовлетворять потребности населения проще и выгоднее (за счет снижения издержек на единицу товара). К отраслям естественной монополии в России относят железнодорожный транспорт, линии электропередач, водоснабжение и канализацию. Естественная монополия характеризуется большим количеством барьеров входа в отрасль. Прежде всего потенциальных конкурентов отпугивает внушительный размер капитала, необходимый для входа. Естественные монополии имеют ряд плюсов, в числе которых: * Возможность использовать значительные финансовые ресурсы для поддержания или модернизации производства. * Установление единых стандартов, которым должна соответствовать продукция (что упрощает контроль качества). * Возможность использовать современные достижения НТП. Однако существуют и минусы: * Соблазн переложить максимум издержек на потребителя, который не в состоянии оказать обратное влияние на производителя (например, отказаться от его услуг). * Вероятность снижения качества предоставляемых услуг (компания идет на это, чтобы снизить издержки). * Вероятность «застоя» в техническом прогрессе (у производителя нет побудительных мотивов к совершенствованию услуг). Также в литературе встречается вид монополии – чистая монополия. Чистая монополия – ситуация, когда на рынке присутствует всего один производитель. Явление чистой монополии считается теоретическим – на данный момент встретить чистую монополию, образованную естественным способом (без поддержки государства), проблематично. Чистая монополия характеризуется следующими чертами: * Реализуемый товар не имеетсубститутов, то есть продуктов-заменителей. Это тоже абстракция – сейчас практически любой продукт заменяем, поэтому у потребителя всегда есть возможность выбора. * Ценовой диктат. Цена устанавливается фирмой, а не рынком. Реализация этой особенности тоже невозможна – диктата не допускает государство. * Компания не имеет стратегии, так как необходимость бороться за потребителя отсутствует.4 Найти примеры чистой монополии при некоторых допущениях все же можно. Например, компания INTEL – монополист на рынке полупроводников (90% рынка), а фирма БЕЛАЗ – вовсе единственный в СНГ производитель карьерной техники (бульдозеры, тягачи). Так выделяют следующие виды монополий: * Природная возникает по объективным причинам. Она существует, когда спрос на определённый товар или услуги наилучшим образом удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Тутконкуренцияневозможна. Например, энергообеспечение, телефонные услуги, связь и так далее. В этих отраслях существует ограниченное количество монополий, и поэтому они занимают монопольное положение на рынке. * Административная характеризуется возникновением вследствие прямого влияния на рынок со стороны государственных или, если речь идет о более локальных рынках, муниципальных органов власти. По мнению некоторых экспертов, являются разновидностью закрытых монополий, поскольку соответствующими политическими институтами могут создаваться административные барьеры для входа на рынок новых компаний. Вместе с тем государственные органы власти могут формировать рынок, допуская присутствие на нем не одного, а нескольких игроков. Более того, между ними может приветствоваться конкуренция, которая на практике, как считают некоторые исследователи, может быть гораздо ожесточеннее, чем при свободном рынке, так как здесь речь идет не о доступе на рынок с довольным абстрактным спросом, а о борьбе за государственные заказы. Исторические виды государственной монополии, которые можно привести в пример - это экономика СССР до перестройки, хозяйственная система современной КНДР, в некоторых отраслях - Китая. То есть в рамках рассматриваемой модели речь идет, как правило, об управлении государством как отдельными отраслями, так и всей экономикой в целом. Таким образом, могут иметь значение самые разные институты государства - политическая система, национальная хозяйственная модель, конкретные виды рынков. Монополия в этом смысле - явление многофакторное. * Экономическая — самая распространённая. Она возникает на основании закономерного хозяйственного развития, когда предприниматели сумели завоевать монопольное положение на рынке благодаря успешному развитию предприятия.Некоторые эксперты отождествляют термины "экономическая" и "естественная монополия", другие считают, что первое явление - более емкое в сравнении со вторым. Разность в подходах экспертов может объясняться тем, что рассматриваемые нами виды монополий, их классификация не имеют общепринятых в экономической науке отличительных признаков. Эксперты, считающие, что естественную монополию правомерно считать всего лишь одним из подвидов экономической, полагают, что последняя может характеризоваться не столько невозможностью ведения деятельности мелкими игроками рынка, сколько тем, что компания, ставшая монополистом, попросту переигрывает остальных в силу эффективности собственной бизнес-модели. То есть если при естественной монополии быть малой фирмой нерентабельно, то при одной из форм экономической - рентабельно, при условии соответствующей конкурентной проработки системы менеджмента, управления предприятием, достижении нужного уровня качества товара. Есть эксперты, которые, вместе с тем, принципиально разграничивают понятия "экономическая" и "естественная монополия". По их мнению, завоевание компанией превосходства на рынке вследствие более эффективной бизнес-модели нельзя отождествлять с ситуацией, когда рентабельное развитие бизнеса возможно только в случае объединения небольших фирм в одну. Отметим, что некоторые экономисты соотносят с рассмотренной классификацией виды чистой монополии. То есть анализируется конкуренция на административном или экономическом уровне. Если ее нет, то фиксируется, таким образом, "чистая монополия" соответствующего типа. Однако наряду явлением монополии в экономической науке есть другое, смежное, но относимое аналитиками к самостоятельным категориям, явление. Речь идет о монополистических объединениях. Монополистические объединения - это возможные каналы, посредством которых снижается конкуренция. И ихможно причислить к субъектам формирования монополистических рынков. Выделяют следующие основные типы соответствующих объединений, что присутствуют в современном бизнесе или же как-то отражают историю мировой экономики: картели, синдикаты, тресты, а также концерны. Для картелей характерно объединение фирм, выпускающих один вид продукции или ведущих деятельность в общем сегменте рынка. Каждая из компаний объединения сохраняет право собственности на основные фонды, обладает самостоятельностью в определении стратегии ведения бизнеса. Все, что объединяет фирмы - это договоренность о разделении рынка в аспекте объемов выпуска товара, устанавливаемых на продукцию отпускных ценах и присутствии на рынках сбыта. Синдикаты - форма объединения компаний, как и в случае с картелями, одной отрасли, однако участники не обладают по факту консолидации производственных мощностей правами на выпускаемую продукцию. Объединение фирм в рамках треста подразумевает, что каждая из компаний теряет самостоятельность в аспекте выстраивания бизнес-стратегии, прав на основные фонды и выпускаемую продукцию. Трест, как картель или синдикат, - форма консолидации компаний в рамках одного сегмента. Концерн – это экономически господствующая форма корпорации, характеризующаяся единством собственности и контроля, имеющая многоотраслевой характер. Консорциум – это временное соглашение между несколькими промышленными компаниями или банками с целью осуществления единого капиталоемкого проекта. Конгломерат предполагает слияние фирм, функционирующих на непересекающихся сегментах рынка. Распределим, в зависимости от конкретных критериев, виды монополий. Таблица 1.2.1 — Виды монополий Термин Характеризуемый объект Почему это монополия, особенности Закрытая монополия Рынок Конкуренция ограничена сложными барьерами входа для новых бизнесов Естественная монополия Рынок, фирма Для рынка: вынужденное объединение фирм вследствие неэффективности бизнес-моделей небольших организаций Для фирм: лидирующая фирма осуществляет интеграцию, активное поглощение ресурсов малых компаний, происходит снижение общей конкуренции Открытая монополия Рынок Монополист имеет уникальные технологии, ноу-хау, вследствие чего конкуренции нет или она незаметна для лидера рынка Администра-тивная монополия Рынок, хозяйственная система населенного пункта, часто — национальная экономика в целом Доступ на рынок регулируется административными механизмами, конкуренция отсутствует, или же она управляема государством, муниципалитетом Экономичес-кая монополия Рынок Может быть выражена в виде естественной монополии или же как результат выработки одной фирмой эффективной бизнес-модели, позволившей захватить лидерство на рынке Картель Фирма, группа компаний Преференции, монопольное положение на рынке в аспекте сбыта и установки цен Синдикат Траст Концерн Отметим, что в числе организационно-правовых форм ведения бизнесов, предусмотренных, в частности, российским законодательством, нет официального закрепления рассматриваемых монополистических объединений. Но их фактическое присутствие может фиксироваться на рынке другими участниками, аналитиками. 1.3. Влияние монополии на экономику в целом Выделяют 5 основных аргументов против монополий: 1. Неэффективность распределения ресурсов. Монополисты и представители олигополий считают возможным и выгодным ограничивать выпуск продукции и назначать более высокие цены по сравнению с теми, которые существовали бы в данной отрасли на конкурентных началах. 2. Непрогрессивность. Критики считают, что предпринимательская монополия не только не является необходимым фактором экономии, обусловленной масштабами производства, но и не способствует научно-техническому прогрессу. 3. Неравенство доходов. Монополия также критикуется как фактор, способствующий неравенству доходов. Благодаря существованию барьеров для вступления в отрасль монополист может назначать цену, превышающую средние издержки, и получать соответствующие экономические прибыли. 4. Политические опасности.Экономическая власть и политическое взаимосвязаны, поэтому считается, что гигантские корпорации оказывают неправомочное влияние на правительство, и это отражается на законодательстве и правительственной политике, которые благоприятствуют не общественным интересам, а скорее сохранению и росту этих промышленных гигантов. Тем не менее, имеются также важные аргументы в пользу существования предпринимательской монополии. Предприятие-монополист получает возможность: * Максимально полно использовать эффект от масштабов собственного производства. Это способствует снижению издержек на выпуск единицы продукции. * Мобилизовать значительные финансовые средства для поддержания производственной линии на оптимальном уровне. * Использовать достижения НТП. * Следовать единым нормам на предоставляемые услуги и выпускаемую продукцию. * Заменить рыночный механизм внутрифирменной иерархической структурой, системой договорных отношений. Это способствует существенному сокращению потерь, связанных с неопределенностью и риском. Продукция естественных монополий имеет отдельные признаки общественного блага. Естественные монополии в инфраструктурных отраслях играют важную роль в обеспечении коммуникаций и территориального развития. Сложно переоценить эту роль для Российской Федерации, где географические и климатические условия создают объективные сложности для интеграции. Наличие единых транспортных, энергетических, коммуникационных сетей, эксплуатируемых инфраструктурными естественными монополиями, позволяют хотя бы отчасти компенсировать эти объективные сложности. Естественные монополии реализуют важную макроэкономическую функцию, учитывая присущую спросу на их продукцию низкую эластичность и, следовательно, более плавного снижения спроса в условиях падения производства, естественные монополии в определенной степени смягчают снижение внутреннего спроса.2 Учитывая инфраструктурный характер большинства естественных монополий, можно отметить, что именно они являются основой восстановления экономической активности после спада. В этой связи можно упомянуть, что регулирование тарифов естественных монополий часто оказывалось одним из действенных инструментов стимулирования деловой активности. Кроме того, естественные монополии чаще всего являются крупными налогоплательщиками. 5 Нельзя недооценивать влияние инфраструктурных естественных монополий на обеспечение безопасности государства, как собственно в терминах государственного суверенитета, так и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Ключевым элементом механизма функционирования естественной монополии является масштаб их деятельности, позволяющий снижать издержки по мере роста объемов производства. 6 2. Российский монополизм 2.1. Особенности монополии в РФ Главной особенностью монополизации российского рынка является тот факт, что она является наследием социалистической экономики. В России преобладала директивно-административная сущность процессов концентрации производства. Крупнейшие предприятия такими создавались изначально, а не возникали в результате накопления капитала либо слияния нескольких компаний. Изначально нерыночная природа такого создания крупных промышленных предприятий проявлялась в их негибкости, в абсолютной неприспособленности к рыночным методам ведения хозяйства. Их организационная и управленческая структуры, их производственные и сбытовые связи, их ресурсная обеспеченность были нерациональными, не отвечающими требованиям рыночного механизма хозяйствования. К тому же адаптировать к рыночным условиям хозяйствования крупные предприятия гораздо сложнее, чем мелкие и средние. Административная природа возникновения отраслевых монополий обусловила и их видовую ограниченность. Несмотря на то, что отрасль часто была представлена чуть ли не единственным крупным производителем или очень ограниченным их числом - не более 2-3 предприятий, в условиях государственной собственности и административной экономики, монопольные амбиции таких структурных монополий проявлялись иначе, чем самостоятельных субъектов рынка.7 Для отечественной экономики долгие годы была характерна узость кооперативных связей. Поэтому отраслевая структура отечественного хозяйства характеризуется не только узковидовой отраслевой монополией, но и, как нигде в мире, наличием и монопсонии (один поставщик - один потребитель). Наложила свой отпечаток на экономику страны и совершенно особая система сбыта готовой продукции, сложившаяся при административной системе хозяйствования и существовавшая долгие годы. В ней не было места рекламе и не было даже рынка промышленных товаров как такового. Сложившиеся таким образом в условиях административной системы хозяйствования, отраслевые монополии не могли в полной мере реализовать себя в условиях абсолютного господства государственной собственности. Но с началом разгосударствления экономики и приватизации крупных предприятий, которые становились самостоятельными субъектами рыночных отношений, стал в полной мере проявляться структурно заложенный в них монополизм. Этот монополизм выразился в резком росте цен, сокращении объемов производства. Возникающие с началом приватизации отечественные отраслевые монополии были отчасти структурным отголоском административной системы хозяйствования, а отчасти порождением новых монопольных кланов собственников. Они существовали и функционировали без каких-либо усилий со стороны самих отраслей поддерживать свой монополизм. Если препоны со стороны государства тогда и существовали, то они больше были связаны с проявлениями бюрократизма, а не с осознанно занятой позицией. Кроме того, монополизм отраслей в тот период времени в огромной степени поддерживался и объективной кризисной ситуацией в экономике, инвестиционным кризисом, ограничивающим возможности для развития частного инвестиционного ресурса, открытия новых производств. Поэтому характер и мотивы их деятельности в корне отличались от зарубежных отраслевых монополий. Такие методы, как антиреклама, игра на понижение цен, отечественными отраслевыми монополиями вообще не применялись. Лоббизм отечественных отраслевых монополий больше проявлялся в поддержании монопольно высоких цен, а не в создании каких-либо барьеров для вхождения в отрасль новых производств. Кроме того, отраслевые монополии характеризовались видовой однотипностью и не локальным, как за рубежом, а сплошным характером проявления. Наиболее распространенными формами отраслевых монополий были в нашей стране либо чистая монополия - отрасль представлена единственным производителем товара, не имеющего близких заменителей, либо олигополия - отрасль представлена немногочисленным числом производителей товара. Отечественная промышленность, как никакая другая, характеризовалась и наличием монопсонии. Положение дел, когда у продукции отрасли только один покупатель было весьма распространенным явлением. Тем самым степень монополизации отечественной отраслевой структуры была неизмеримо больше. К тому же ни законодательных, ни экономических рычагов управления ею фактически не существовало. Все это имело самые негативные последствия. Отраслевые монополии плохо поддавались реформированию. Они были негибкими образованиями, для них была характерна инерционность, стационарность и низкая эффективность деятельности. Будучи нерыночного происхождения, но вынужденные работать в условиях рынка, они становились гибридными компаниями, не заинтересованными в планировании своего долгосрочного экономического развития, в интенсификации своей деятельности, во внедрении достижений НТП, а стремящиеся к извлечению моментальных больших прибылей. Новой формой отраслевой монополизации стало создание холдингов.8 Еще одной особенностью естественных монополий в России является то, что некоторые из них (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО«Транснефть») занимают важное стратегическоеположение в мировом масштабе. Российские естественные монополии используютособые формы монополистической практики, редко встречающиеся в развитых экономиках.Например, монополии устанавливают высокиебарьеры доступа потребителей к производимомублагу путем установления значительнойплатыза подключение к мощностям (проведение коммуникаций), навязывании дополнительных услуг,необоснованное отключение доступа отдельныхпотребителей и групп потребителей к получаемомублагу. Еще одной формой особой практики российских монополий является отключение доступаотдельных потребителей и групп потребителей кполучаемому благу. При этом не всегда страдают недобросовестные покупатели, задерживающие платежи. К другим формам монополистической практики можно отнести образование интегрированных структур в финансовой сфере типа банк - страховая компания ? пенсионный фонд и т. п. Для российских естественных монополийхарактерно сочетание сетевой и ресурсной составляющих. Причем в ряде случаев разделениюпроизводящих, транспортирующих и сбытовыхкомпаний не помогает даже реформирование естественных монополий.9 Главная проблема демонополизации в том, что Российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированны путём разукрупнения. Это связано с тем что в России промышленное строительство осуществляется в виде единого завода или технологического комплекса, который принципиально не может быть разделён без полного разрушения, тем не менее принципиально возможны следующие пути демонополизации в России: 1) иностранная конкуренция; 2) создание новых предприятий; 1. Иностранная конкуренция привела в России уничтожение целых отраслей промышленности. 2. Создание новых предприятий устраняет монополию, не устраняя монополиста. Проблема в том, что в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России находится мало компаний готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Деньги вкладывает государство, поэтому сохраняется государственная монопольная власть. Исходя из вышеизложенного видно, что хозяйство нашей страны сохранит монопольный характер. Сегодня использую 2 пути: 1) сохранение цен; 2) недопущение формирования новых монополий; 2.2 Практические примеры монополий в РФ и их влияние на российскую экономику Естественной монополией в отечественной газовой промышленностисчитается ОАО«Газпром». В феврале 1993 г. с помощью реорганизацииГосударственного газового концерна учреждено РАО «Газпром», в 1999 г. онореорганизовано ОАО«Газпром» в связи с нормами федерального закона обакционерных обществах. На долю ОАО«Газпром» отводится почти 25% общихотчислений в федеральный бюджет. «Газпром» - самый крупный кредиторотечественной экономики. ОАО«Газпром» самый крупный в странегазотранспортной структурой, который способен постоянно отправлять газ набольшие расстояния покупателям России и за границу. Расположенностьмагистральных газопроводов ОАО«Газпрома» около 159,5 тыс. км. Наобслуживании 165 дочерних газораспределительных предприятийОАО«Газпрома» существуют 445,3 тыс. км распределительных газопроводов,которые обеспечивают передачу 164,3 млрд. куб. м природного газа.10 Необыкновенность базы ресурсов и появление современнойструктуры газопроводов устанавливает стабильность позиций «Газпрома» намеждународном рыночном сегменте. В формировании общей структурыгазоснабжения РФ превзошла государства Западной Европы, где такаяструктура только стала создаваться. «Газпром» построил несколько альянсов с основными зарубежнымикомпаниями, которые помогли соединить технологический, финансовый инаучно-технический потенциал организаций. По поручению Правительства РФ«Газпром» считается координаторомработы по осуществлению Программы формирования в Восточной Сибири и наДальнем Востоке общей структуры добычи, транспортировки газа игазоснабжения с учетом определенном экспорта газа на рынки Китая и другихгосударств Азиатско-Тихоокеанского региона.11 Наряду с активной внешней экспансией компания предусматривает крупные инвестиции в отечественную обрабатывающую промышленность, по некоторым оценкам, составляющие сотни миллионов долларов.12 Другим примером монополии является АОА «РЖД». Железнодорожная инфраструктура является особым сектором экономики, отличающимся высокой капиталоемкостью, длительными сроками и высокими рисками окупаемости капитала, многообразием видов коммерческой, социальной, бюджетной и экологической эффективности. В сегодняшних условиях неразвитость инфраструктуры является реальным барьером развития экономики страны в целом. Неудовлетворительное состояние дорожной инфраструктуры приводит к значительному увеличению транспортной составляющей в стоимости товаров – до 15–20 % (для сравнения – 7–8 % в развитых странах), а также к более чем двукратному уменьшению производительности труда на транспорте. В результате средняя скорость перемещения грузов по стране в 3–5 раз меньше, чем в развитых странах. На сети железных дорог эксплуатируется 20 % километров путей с просроченным межремонтным сроком, что приводит к уменьшению скоростей движения, дополнительному потреблению топлива и электроэнергии способствует снижению затрат грузоотправителей и, в свою очередь, снижению затрат экономики, но, с другой стороны, оказывает давление на прибыль и инвестиционные возможности отрасли.13 «РЖД» вносит существенный вклад в консолидированный бюджет России. За период 2010-2012 гг. ОАО «РЖД» внесло в бюджет 772,2 млрд. руб. в виде налогов и сборов, что равно 1,28% бюджета Российской Федерации. В настоящее время ОАО «РЖД» является одним из крупнейших работодателей в стране. Списочная численность сотрудников компании составила 942 808 человек, что составляет более 1% от общего числа работоспособного населения. Кроме основного влияние на экономику страны ОАО «РЖД» также косвенно влияет на смежные отрасли, такие как потребление электроэнергии, металлургия, строительство, машиностроение в целом и транспортное машиностроение в частности.14 2.3. Последствия и вероятные убытки от внедрения монополии Монополии оказывают неоднозначное влияние на экономику страны. Для российской экономикихарактерен высокий уровень монополизма. Наибольшее количество компаний-монополистов сосредоточено в таких отраслях, как энергетика, черная и цветная металлургия, добыча и переработка нефтии газа, добыча природных ископаемых, машиностроение. Развитие российскойэкономики требует от компанийиспользования большого количества ресурсов в своей деятельности.В настоящее время запасы экономических ресурсов сокращаются или очень неравномерно распределены.Современные экономисты сходятся во вменении,что монополииснижают экономическую эффективность экономики: 1. Объем монополистического производства,максимизирующий прибыль российского монополиста, ниже, а цена — выше, чем в условияхсовершенной конкуренции. Следствием этого является то, что российские экономические ресурсы используются не в полном объеме, в тоже время частьвыпускаемой монополистами продукции, необходимая российскому обществу, не производится. 2. Поскольку монополист является единственнымпродавцом на рынке, он не заинтересован в снижении издержек производства. 3. Барьеры для вступления новых российскихфирм в монополизированные и коррумпированные отрасли экономики, а также огромные силыи материальные средства, которые российскиемонополисты ежегодно тратят на сохранениеи укрепление собственной монопольной власти,оказывают сдерживающее воздействие на ростэкономической эффективности экономики. Таблица 2.3.1 — Доля затрат на продукцию естественных монополийв выпуске ряда секторов экономики России в первой половине 2013 года Рис. 2.3.1 - Доля затрат на продукцию естественных монополий в выпуске (цене) в ряде секторов15 3. Регулирование монополии в России 3.1. Определение степени м....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: